Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч01 сентября 2000, 20:50.Терроризм

Терроризм


     Терроризм — одно из самых тяжких уголовных преступлений, влекущее бессмысленную гибель людей, уничтожение имущества, ущемление прав и законных интересов граждан, дезорганизацию общественной жизни. Следует различать международный, национальный и государственный терроризм. Последний нередко квалифицируется как акт агрессии.
    
     МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ
    
     Международным уголовным преступлением теракт квалифицируется в следующих случаях:
     - преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами;
     - теракт направлен против лиц, пользующихся международной защитой;
     - подготовка к преступлению ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом;
     - совершив теракт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче.
     В 1934 г. на Мадридской конференции по унификации уголовного законодательства принято следующее определение терроризма: `применение какого-либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации`.
     Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться в 30-х годах этого столетия. 1934 г. - Мадридская конференция по унификации уголовного законодательства, 1937 г. — подписание Конвенции `О предупреждении и наказании терроризма`, Конвенция `О создании международного уголовного суда`, Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны, 1949 г.
     При ООН создан Специальный комитет по международному терроризму, который координирует деятельность государств в изучении и устранении причин терроризма и борьбу с ним. По инициативе комитета Генеральная Ассамблея ООН неоднократно осуждала акты международного террора, указывала на недопустимость его расширительного толкования, а в 1984 г. приняла специальную резолюцию `О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах`. В ней решительно отвергаются все концепции, оправдывающие международный терроризм. Генеральной Ассамблеей ООН одобрена (декабрь 1973 г.) Конвенция `О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов`. Международным правом выработан ряд других международных конвенций универсального и регионального характера. Это:
     Конвенция `О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов` от 14 сентября 1963 г.; Конвенция `О борьбе с незаконным захватом воздушных судов` от 16 декабря 1970 г.;
     Конвенция `О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации` от 23 сентября 1971 г.; Конвенция `О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства` от 10 марта 1988 г.;
     Конвенция `О борьбе с захватом заложников` от 17 декабря 1979 г.; Конвенция `О физической защите ядерного материала` от 03 марта 1980 г.
     Региональные акты: Вашингтонская конвенция от 02 февраля 1971 г. `О предотвращении и наказании актов терроризма, принимающих форму международно значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства`; Европейская конвенция `О борьбе с терроризмом` 1976 г.;
     Дублинское соглашение 1979 г. по применению Европейской конвенции `О борьбе с терроризмом` и другие. В рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму.
     Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с международным терроризмом, в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие международного терроризма, его юридическую природу и ответственность. Нет исчерпывающего перечня актов международного терроризма.
    
     НАЦИОНАЛЬНЫИ ТЕРРОРИЗМ
    
     Распад СССР привел к росту терроризма во всех бывших союзных республиках. По данным печати здесь появилось множество террористических группировок, численностью около 30 тыс. человек. В их арсенале около 6 тыс. стволов оружия. Проблема борьбы с терроризмом актуальна и для Украины.
     Следует отметить, что в уголовном законодательстве Украины в настоящее время отсутствует состав преступления — `терроризм`. В Уголовном кодексе имеется ряд норм, которыми установлена ответственность за отдельные, вытекающие из терроризма, преступные деяния, а именно:
     Ст. 58. Покушение на жизнь государственного деятеля;
     Ст. 59. Покушение на жизнь представителя иностранного государства;
     Ст. 89. Умышленное уничтожение государственного или коллективного имущества;
     Ст. 123 Захват заложников;
     Ст. 187-5. Захват государственных или общественных зданий или сооружений и Другие.
     В то же время, по мнению ряда известных юристов, действующее в Украине законодательство не соответствует сегодняшним реалиям по ряду причин. Имеются пробелы в нем, а именно: отсутствует фиксация некоторых проявлений терроризма. Например, угроза применения насилия, в т.ч. нанесение тяжких телесных повреждений множеству посторонних лиц.
     Несоответствие санкций ряда норм Уголовного кодекса, которыми установлена ответственность за конкретные преступные деяния, связанные с терроризмом, степени их общественной опасности.
     Необходимость дополнений в уголовное законодательство вызвана вступлением Украины в Совет Европы и присоединением к ряду международных конвенций по вопросам борьбы с преступностью, в т.ч. терроризмом. Кроме этого, по мнению отечественных специалистов и иностранных экспертов, количество преступлений с признаками терроризма в Украине остается довольно высоким.
     В настоящее время Службой безопасности Украины совместно с МВД, Минюстом и другими заинтересованными структурами подготовлен законопроект, которым предусмотрено внесение в Уголовный кодекс отдельной статьи - `Терроризм`. Предлагается внесение соответствующих изменений и дополнений к другим статьям нормативных актов. В проекте Закона для разграничения терроризма от других составов преступлений, в его состав включена специальная цель - `принуждение органов государства, местного самоуправления или международной организации или их представителей совершить или удержаться от совершения каких-либо действий, или направленность деяний на провокацию войны, военного конфликта, создание международных осложнений, дестабилизацию обстановки в государстве или отдельном его регионе`.
     Проектом также предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, входящего в состав террористической группы (организации), если оно сообщило о такой организации органам государственной власти и способствовало прекращению существования или деятельности террористической группы (организации). Предлагаются соответствующие изменения и дополнения к другим статьям нормативных актов.
     Принятие таких дополнений и поправок сыграет положительную роль в деле предупреждения актов терроризма, упрочнения международного и национального правопорядка.
    
     Материал подготовлен юридическим отделом Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности


01 сентября 2000, 20:50.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 1350Терроризм
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus