|
Государств-спонсоров террористов становится меньше На протяжении многих лет Госдепартамент США считает, что семь государств мира являются спонсорами международного терроризма: Ирак, Иран, Куба, Ливия, Северная Корея, Сирия и Судан. Однако, как сказано в отчете Госдепартамента, многие из этих государств в последние годы активно меняют свою политику. Кроме того, в результате крушения режима Саддама Хусейна, Ирак перестал оказывать поддержку международным террористическим структурам.
Тем не менее, государства - спонсоры терроризма по-прежнему являются главным препятствием на пути международной кампании борьбы с терроризмом. Государства-спонсоры терроризма обеспечивают необходимую основу для деятельности террористических групп. Без государств - спонсоров террористическим группам было бы гораздо труднее получать денежные средства, оружие, материалы и безопасные районы, необходимые им для планирования и проведения операций. По мнению многих экспертов, пишет Washington ProFile, террористические организации могут длительное время существовать лишь при помощи государств. Если такая поддержка прекращается - они быстро снижают активность, маргинализируются, превращаясь в обычных бандитов, либо становятся на путь политической борьбы.
Куба
В течение 2003 года Куба оставалась противником возглавляемой США коалиции, ведущей глобальную войну с терроризмом, и активно осуждала многие связанные с ней политические решения и действия США. Государственная пропаганда утверждала, что борцы за самоопределение или против иностранной оккупации таким образом реализуют свои права и не могут обвиняться в терроризме. Делегат Кубы в ООН заявил, что нельзя включать в определение терроризма действия законных национально-освободительных движений - несмотря на то, что многие такие группы явно применяют тактику преднамеренных ударов по мирному гражданскому населению для достижения своих политических, религиозных или социальных целей.
Куба продолжала оказывать поддержку иностранным террористическим организациям, а также укрывать нескольких террористов и десятки лиц, скрывающихся от правосудия. Правительство отказывается возвращать подозреваемых террористов в их страны, когда оно утверждает, что принимающее правительство не сможет обеспечить беспристрастный суд, поскольку предъявляемые подсудимым обвинения носят `политический` характер.
Кубинское правительство разрешало членам баскской организации `Родина и Свобода Басков`\Euskadi Ta Askatasuna\Basque Homeland and Liberty (ЭТА) проживать на `острове Свободы` в качестве привилегированных гостей. Куба предоставляет поддержку членам террористических групп марксистского толка `Революционные вооруженные силы Колумбии`(РВСК)\Fuerzas Armada Revolutionarias de Colombia\Revolutionary Armed Forces of Colombia и `Национальная Освободительная Армия`\Ejercito de Liberacion Nacional\National Liberation Army. На Кубе также проживает множество лиц, совершивших уголовные преступления в США и Чили
Иран
Иран оставался в 2003 году самым активным государством- спонсором терроризма. Его структуры - Корпус Исламской Революционной Гвардии и Министерство разведки и безопасности занимались планированием и поддержкой терактов.
Действия Ирана против `Аль-Кайды` остаются противоречивыми. После падения режима талибов в Афганистане, некоторые члены `Аль-Кайды` бежали в Иран, где практически нашли себе безопасное убежище. Иранские официальные лица признали, что в 2003 году Тегеран задержал боевиков `Аль-Кайды`, в том числе членов ее руководства. Однако широко разрекламированное Ираном представление в ООН списка депортированных лиц сопровождалось отказом публично назвать имена руководителей `Аль-Кайды`, содержащихся под стражей в Иране, по соображениям `безопасности`. Иран сопротивлялся призывам передать задержанных членов `Аль-Кайды` в страны их происхождения или в третьи страны для дальнейших допросов и судов.
В течение 2003 года Иран продолжал играть заметную роль в поощрении антиизраильской деятельности на словах и на деле. Верховный руководитель Хаменеи одобрял операции палестинского сопротивления, а Президент Хатами подтвердил оказываемую Ираном поддержку `многострадальному народу Палестины` и его борьбы. Подкрепляя эту риторику действиями, Иран предоставлял ливанской `Хезболле` и палестинским группам, отвергающим мирное урегулирование, особенно ХАМАС, Палестинскому Исламскому Джихаду и Генеральному Командованию Народного Фронта Освобождения Палестины, финансирование, убежище, обучение и оружие. В августе 2003 года Иран провел конференцию по палестинской интифаде, на которой иранский представитель предположил, что дальнейшие успехи палестинского сопротивления зависят от операций, совершаемых смертниками.
Вскоре после падения Саддама Хусейна лица, связанные с Революционной гвардией попытались просочиться на юг Ирака, а некоторые представители иранского правительства помогли членам организации `Ансар аль-Ислам` найти убежище а Иране. В мае на пятничных молитвах в Тегеране член Гвардейского совета аятолла Ахмад Джаннати публично призвал иракцев следовать палестинской модели и участвовать в операциях смертников против коалиционных сил.
Ирак
Большинство атак, происшедших во время операций в Ираке не подпадают под американское определение международного терроризма, потому что они были направлены против комбатантов, т.е. против американских и коалиционных сил военнослужащих. Нападения против гражданского и военного персонала, который во время инцидента был не вооружен и/или не на боевом посту, считаются террористическими нападениями.
7 мая 2003 года Президент США Джордж Буш\George Bush приостановил в отношении Ирака все санкции, применяемые к государствам-спонсорам терроризма, что практически приравняло Ирак к государствам, не поддерживающим террористов. Хотя в техническом смысле Ирак все еще входит в список государств-спонсоров терроризма, название этой страны может быть исключено из списка государств-спонсоров, когда Государственный секретарь определит, что она выполнила установленные законом требования, включающими в себя наличие правительства, обязующегося не поддерживать теракты в будущем.
В 2003 году операция `Свобода Ирака` отстранила Саддама Хусейна и его режим от власти. С тех пор, однако, Ирак стал центральным полем боя в глобальной войне с терроризмом. Элементы бывшего режима, которые совершают атаки на коалиционные силы, все чаще тактически и оперативно объединяются с иностранными боевиками и исламскими экстремистами, в том числе связанными с `Ансар аль-ислам`, `Аль-Кайдой` и Абу Мусабом аль-Заркави. Грань между мятежом и терроризмом становится все более размытой, поскольку нападения на гражданские объекты приобрели массовый характер.
После того как коалиционные удары в конце марта разрушили базу `Ансар аль-Ислам` на севере Ирака, члены `Ансар аль-Ислам` бежали за границу и перегруппировались в Иране. Контртеррористические операции показывают, что с тех пор многие из этих боевиков вернулись в Ирак и активно участвуют в антикоалиционной деятельности.
Другие террористические группы сохранили присутствие в Ираке. Члены суннитской иранской террористической организации `Моджахедин-э-Хальк`, которая получала военную поддержку от режима Саддама Хусейна, были разоружены и помещены под стражу. Террористическая группа КАДЕК, осенью переименованная в Народный Конгресс Курдистана, продолжала провозглашать свою приверженность отказу от насилия, одновременно организовав несколько атак на турецкие объекты на территории Турции.
Ливия
В 2003 году Ливия придерживалась своей политики последних лет, направленной на сокращение поддержки международного терроризма, хотя Триполи продолжает поддерживать контакты с некоторыми бывшими клиентами-террористами. Ливийский лидер Муамар Каддафи и другие ливийские официальные лица продолжали прилагать усилия, направленные на причисление Триполи к международному сообществу в войне с терроризмом.
Ливия отказалась от терроризма и обязалась добросовестно выполнять любые дальнейшие просьбы о предоставлении информации в связи с расследованием взрыва на борту самолета авиакомпании PanAmerican. В ответ Совет Безопасности 12 сентября проголосовал за окончательную отмену санкций, которые были введены им против Ливии в 1992 году и приостановлены в 1999 году. В декабре 2003 года Каддафи объявил о том, что Ливия ликвидирует свои программы разработки оружия массового поражения и ракеты, подпадающие под действие режима контроля за ракетными технологиями, и немедленно подкрепил это публичное обязательство конкретными действиями.
Северная Корея
По имеющейся информации, после взрыва самолета `Корейских авиалиний` в 1987 году Демократическая Народная Республика Корея (КНДР) не спонсировала никаких новых террористических актов. КНДР не предприняла никаких значимых шагов по сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом.
Судан
В 2003 году Судан углубил свое сотрудничество с правительством США в расследовании и задержании экстремистов, подозреваемых в участии в террористической деятельности. В целом, сотрудничество и обмен информацией со стороны Судана заметно улучшились, что обеспечило значительный прогресс в борьбе с террористической деятельностью, но остаются проблемные области.
Хартум активизировал свои усилия по пресечению экстремистской деятельности внутри страны. В мае суданские власти совершили налет на предполагаемый тренировочный лагерь террористов, арестовав более десяти экстремистов. Большинство захваченных террористов были гражданами Саудовской Аравии и были выданы Саудовской Аравии для предъявления им обвинений. В июне суданское правительство задержало нескольких человек, причастных к публикации якобыВ сентябре суданский суд признал сирийского инженера и двух суданских граждан виновными в подготовке группы граждан Саудовской Аравии, палестинцев и других к совершению терактов в Ираке, Эритрее, Судане и Израиле. В своем заявление суд также отметил, что сириец готовил других лиц к совершению терактов против войск США в Ираке.
В ответ на сохраняющуюся озабоченность США в отношении присутствия в Судане организаций `Хамас` и `Палестинский исламский джихад` в июне министр иностранных дел Судана Мустафа Осман Исмаил заявил, что суданское правительство ограничит деятельность `Хамас`, сведя ее к сугубо политической.
Сирия
Сирийское правительство в 2003 году продолжало оказывать политическую и материальную поддержку палестинским экстремистским группировкам. `Хамас`, `Палестинский Исламский Джихад`. `Народный Фронт Освобождения Палестины` и его главное командование действуют с территории Сирии, хотя их активность снизилась. Многие из этих группировок взяли на себя ответственность за совершенные в 2003 году антиизраильские террористические акты; сирийское правительство настаивает на том, что их дамаскские представительства осуществляют исключительно политическую и информационную деятельность. Сирия также продолжала разрешать Ирану использовать Дамаск в качестве перевалочного пункта для снабжения действующей в Ливане группировки `Хезболла`.
Сирийские официальные лица публично осудили международный терроризм, но продолжают делать различие между терроризмом и тем, что они считают законным вооруженным сопротивлением палестинцев. После 1986 года сирийское правительство не было замешано в совершении террористических актов.
Факт на тему
Определение стран, неоднократно поддерживающих международный терроризм (то есть включение страны в список стран, поддерживающих террористов), влечет за собой четыре основных типа санкций со стороны США:
1. Запрет на экспорт и поставки, связанные с оружием.
2. Контроль над экспортом изделий двойного назначения, обязательное уведомление Конгрессао товарах и услугах, которые могут значительно усилить военный потенциал страны, включенной в список стран, поддерживающих террористов, или ее способность поддерживать терроризм.
3. Запреты на экономическую помощь.
4. Наложение различных финансовых и других ограничений, в том числе:
- Возражение со стороны США против займов Всемирного банка и других международных финансовых институтов.
- Снятие дипломатического иммунитета, позволяющая родственникам жертв террористов подавать гражданские иски в американские суды.
- Отказ компаниям и отдельным лицам в налоговых льготах по доходам, полученным в странах, включенных в список стран- спонсоров террористов.
- Отказ в беспошлинном приеме товаров, экспортируемых в США.
- Право запрещать любому американскому лицу участвовать в финансовой сделке с правительством, включенным в список спонсоров террористов, без лицензии Министерства финансов США.
- Запрещение контрактов Министерства обороны на сумму свыше $100 тыс. с компаниями, контролируемыми правительствами государств-спонсоров терроризма. |
|
comments powered by
|
Wait...
|
|