|
Как сша помогают бывшему ссср После распада Советского Союза, США начали серию различных программ по поддержке молодых независимых государств социалистического блока. За десятилетие финансовый взнос американского государства в бывшие советские республики составил более $21 млрд.
В 1992 году Конгресс США\US Congress принял Закон о Поддержке Свободы России, Молодых Евразийских Демократий и Свободных Рынков\Freedom for Russia and Emerging Eurasian Democracies and Open Markets Support Act, более известный как Freedom Support Act, для предоставления экономической, технической, гуманитарной помощи странам бывшего Советского Союза. Как говорится в Законе (он) создан с целью изменения всех законодательных положений, которые препятствуют нормальным отношениям США с Россией, Украиной и другими государствами бывшего СССР.... корректирования законов США, чтобы они отражали новые измененные в международных обстоятельствах ... Изначально, в 1994 году средства FREEDOM Support Act составляли почти $2.46 млрд., однако, постепенно дотации уменьшались и, в итоге, составили $958 млн. в 2002 году.
Ныне вся помощь, предоставляемая правительством США, распределяется двумя основными путями - через Freedom Support Act, а также через отдельные программы правительственных агентств и министерств. Правительственная помощь основывается на двух исходных предпосылках. Во-первых, поддержка США обусловлена благоприятными переменами в бывших советских республиках, наличие которых, как надеются американские власти, повысит уровень безопасности США. Во-вторых, правительство США считает, что залогом успеха в строительстве демократических обществ и рыночной экономики в бывшем СССР, является продолжение сотрудничества.
Программы финансовой и технической поддержки государствам бывшего СССР нацелены на уменьшение и смягчение эффекта от конфликтов, усиление рыночной экономики, борьбу против инфекционных болезней, борьбу с распространением оружия массового поражения, наркоторговлей и т.д. Для администрации США программа финансовой поддержки постсоветских республик первоначально является альтернативной формой продвижения американской внешней политики в этом регионе.
Первоначально американская помощь была исключительно гуманитарной. С середины 1990-х годов техническая помощь странам бывшего советского блока увеличилась. Ее целью было создание прочной институциональной опоры для проведения рыночных реформ. Однако по истечению времени, как было сформулировано в пресс-релизе Государственного Департамента США\US State Department, бывшие советские республики, вопреки американским ожиданиям, недостаточно преуспели на этом пути. Это побудило правительство США переориентировать финансовую поддержку и предоставить ее, в большей степени, общественным и негосударственным организациям, избегая прямых контактов с государственными структурами. Особое значение было придано образовательному и научному обмену, расширению доступа к Интернету, поддержке независимых средств массовой информации, малого бизнеса, а также регионов и городов, более склонных к проведению реформ. В 2002 году, например, более 10 тыс. граждан государств бывшего СССР за счет США приняли участие в программах профессионального и научного обмена.
Распределение помощи зависит от того, насколько страны преуспели в реализации реформ или сколько усилий постсоветские государства вкладывают в их осуществление. Например, Беларусь и Туркменистан получают крайне незначительную, по сравнению с другими постсоветскими государствами, помощь - это отражает отношение правительства США к процессам, протекающим в этих странах.
После террористических атак 11 сентября 2001 года, программы поддержки также стали для администрации США инструментом сохранения стратегических связей с государствами Евразии. США заручились поддержкой почти всех государств бывшего Советского Союза для проведения операций по борьбе с терроризмом. Многие постсоветские государства предоставили воздушное пространство для перелетов американских военных самолетов, а другие позволили американским войскам создать военные базы на своей территории. США предоставили значительные средства, например, на укрепление границ среднеазиатских республик.
Как заявляет Томас Адамс\Thomas Adams, исполняющий обязанностями Координатора Помощи Странам Европы и Евразии в Госдепартаменте США, ⌠Несмотря на то, что террористические атаки 11 сентября повлияли на программы американской помощи странам бывшего советского блока, основные цели этой поддержки остаются теми же: поддержка в продвижении демократических и экономических реформ, борьба с межнациональными угрозами и предотвращение распространения оружия массового поражения.
Иностранная поддержка, даже очень значительная и оказываемая долгое время, отнюдь не гарантирует обеспечения устойчивого экономического роста и уменьшения числа бедных. Более того, иностранная помощь способна не только не улучшить, но и серьезно ухудшить положение в стране. Томас Вейс\Thomas Weiss, профессор политических наук Городского Университета Нью-Йорка, считает, что существует феномен, который он назвал `темной стороной помощи`. Иностранная помощь может способствовать резкому увеличению коррупции (чиновники и должностные не выполняют свои обязанности, а занимаются перераспределением помощи за мзду), легализации преступных авторитетов (с помощью коррумпированных должностных лиц криминальные лидеры получают доступ к иностранным программам поддержки, входят в официальный бизнес и привносят в него нравы уголовного мира), началу политических и даже военных конфликтов (когда разные властные и криминальные группировки пытаются получить доступ к распределению этой помощи). Как следствие, проблемы страны не решаются, а лишь усугубляются, положение основной массы населения и ситуация в экономике остаются тяжелыми.
В результате, иностранная помощь лишь становится источником обогащения для местных элит и часто способом сохранения власти неэффективными и даже преступными правительствами. Бездарно используемая иностранная помощь загоняет государство в порочный круг: страна не получает реальной поддержки, она не пытается самостоятельно выбраться из кризиса, а рассчитывает на подачки из-за границы, в результате, через некоторое время требуются новые вливания, которые, в свою очередь, снова разворовываются. И так до бесконечности.
Экономисты Всемирного Банка Дэвид Доллар\David Dollar и Лант Притчет\Lant Pritchett проанализировали ситуацию с международной помощью, оказанной 113 странам мира и пришли к печальному выводу: чаще помощь получают страны с плохими правительствами, где число бедных относительно невелико, чем страны с хорошими правительствами и большим количеством нуждающихся.
Петер Бун\Peter Boone, сотрудник Лондонской Школы Экономики\London School of Economics проанализировал, насколько иностранная помощь помогла улучшить ситуацию в странах Африки. По его данным, небольшая африканская страна Съерра-Леоне получила почти $74 млн. иностранной помощи - на каждого жителя страны пришлось по $15 (для сравнения, среднестатистический житель разоренной Второй Мировой войной Германии в 1949-1953 годах получил $4.5 иностранной помощи). Однако, несмотря на это, Съерра- Леоне остается самой бедной страной мира с самым высоким уровнем смертности. В некоторые годы иностранная помощь составляла 20-30% валового внутреннего продукта таких государств, как Бурунди и Руанда, что не помешало жителям этих стран до сих пор сталкиваться с проблемой голода.
Washington ProFile – специально для www.Courier.com.Ua |
|
comments powered by
|
Wait...
|
|