7-я симфония шостаковича: антигитлеровская или антисталинская? По поводу Шостаковича, как говорит Владимир Тарнопольский, идет целая война в западном музыковедении. Есть две позиции. Первая, советская пропагандистская, которая, кстати, была озвучена и самим Шостаковичем, заключается в том, что это `тема нашествия`, тема сопротивления, и что эта симфония была написана в блокадном Ленинграде.
Другое дело, что она, как настоящее художественное произведение, не сводима только к идеологически красному плакату. Противоположная точка зрения как раз заключается в том, что это антисталинская тема.
Так сложилось, что первая часть симфонии, в которой и звучит, увы, заигранный эпизод, стала популярнее и известнее, чем остальные части. Многими слушателями она даже воспринимается как отдельное произведение. Впрочем, как считает Владимир Тарнопольский, это в какой-то степени обусловлено тем, что первая часть симфонии выделяется, и далее ей ничего не противопоставлено.
Несмотря на все споры о хронологии создания 7-й симфонии, известно, что Шостакович писал это произведение уже после трагически известной оперы `Леди Макбет Мценского уезда`, после ужасающей травли композитора, когда он был объявлен формалистом, а музыка его - антинародной.
После запрета `Леди Макбет` Шостакович не написал за свою жизнь больше ни одной оперы, он стал подписывать все бумаги, которые нужно было подписывать, и с трибун говорил то, что было предписано говорить.
7-я симфония Шостаковича, в молодости приверженца авангарда, считалась венцом сталинского неоклассицизма, в котором автор нарочито ясно и понятно выразил идеи, которые слушатели того времени хотели слышать, сообщает BBC.
Впрочем, имеющий уши - да услышит. В своих сочинениях, в каких-то мелочах и нюансах Шостакович всегда умел выразить самое сокровенное. |
|