Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч06 ноября 2000, 14:25.Прорыв в завтра

Как измерить ум?


     Что такое «коэффициент интеллекта»?
    
     Когда учёные сумели измерить вес и объём человеческого мозга, они задумались: а как измерить ум? Для этого психологи отобрали целый ряд специальных задач. По количеству правильных ответов на них и определяется IQ (ай-кью) – коэффициент интеллекта.
     Вопросы подобраны таким образом, что правильность ответов мало зависит от приобретенных знаний. Тест на «ай-кью» выявляет преимущественно врожденные способности. И поэтому величина коэффициента практически не меняется с возрастом, от того, получили вы высшее образование или нет. Если в школе у кого-то IQ был 100 баллов, то он и в восемьдесят лет, даже став академиком, будет иметь примерно такой же коэффициент интеллекта — может, чуть-чуть больше, а может, даже и меньше...
     100 баллов — это среднее значение IQ. Людей с таким коэффициентом интеллекта в мире больше всего. У умственно отсталых «ай-кью» обычно колеблется в районе 50—75 баллов. У высокоодаренных он поднимается до 120 и выше. IQ менее 70 баллов имеют около трех процентов населения Земли.
     Вопрос «с чем едят IQ» вынесен в заголовок не случайно. Исследовательница Каролин Рай и ее коллеги — физиологи из госпиталя Джона Рэдклифа в Оксфорде недавно сообщили, что им удалось найти взаимосвязь между IQ и рН (уровнем кислотно-щелочного баланса) в коре головного мозга. Более «щелочной мозг» соответственно имел и более высокое значение IQ.
     Дело в том, что от кислотности среды зависит скорость распространения сигнала по нервным волокнам. А это, в свою очередь не может не влиять на уровень интеллекта. Так что оптимисты уже заговорили о создании особой «интеллектуальной» пищи, которая сможет делать людей умнее, изменяя кислотность мозга.
     НЕ КАЖДОМУ ДАНО СОЙТИ С УМА
     Многие люди пребывают в уверенности, что занимаются творческой деятельностью. Не хочется их разочаровывать, но у психологов на этот счет есть свое мнение. Они считают, к примеру, что конструктор, разрабатывающий новый механизм по уже придуманной кем-то ранее схеме, или инженер, рассчитывающий свойства новой машины по известным формулам, занимаются вовсе не творчеством, а используют так называемый репродуктивный стиль мышления. Творчеством же психологи называют решение задачи по самостоятельно созданной схеме или формуле, развитие известных положений с помощью оригинальных концепций или теорий. Словом, к настоящему творчеству относится лишь то, что выходит за рамки уже известного.
     Впрочем, предупреждают специалисты, стремление к творческим полетам мысли, попытка выйти за пределы известного подводят людей к опасной грани, за которой уже лежит безумие. И чем выше коэффициент интеллекта, тем реальнее эта опасность. «Не каждому дано сойти с ума, — шутят психиатры, — а лишь тем, у кого он есть». И вспоминают гениальных безумцев, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества.
     Не хочется соглашаться с этой пусть и шутливой, но весьма жесткой формулировкой. Ведь интеллект подразумевает организованность процесса мышления, а значит, должен способствовать большей его устойчивости. Поэтому хочу взамен предложить другую формулировку:
     «С ума сойти может каждый, и только гениям удается сделать это гениально».
    
     У КОГО IQ БОЛЬШЕ, ТОТ И ПРАВ?
    
     Недавно американские психологи Хернстейн и Муррей выпустили книгу, которая потрясла благополучную Америку. Авторы заявили, что в США наблюдается резкое разделение общества на две обособленные касты. Их изоляция друг от друга и степень различия с каждым годом возрастают, и с этим трудно что-либо поделать, ведь они разделены прежде всего по биологическому признаку. Речь идет о людях с высоким и низким интеллектом, или попросту «умных» и «глупых».
     Что влияет на будущее общественное положение ребенка? Прежде всего семья, где он родился. Дети бедных, как подсчитали американские исследователи, в восемь раз чаще остаются бедняками, чем беднеют дети из богатых семей. Однако Хернстейн и Муррей пришли к выводу, что в сегодняшней Америке роль IQ является даже более значимой, чем социальное происхождение. Дети с низким «ай-кью» становятся бедными в пятнадцать раз (!) чаще, чем умники.
     Почему это происходит? Дети с низким IQ значительно чаще бросают школу, недоучившись. Среди лиц с низким IQ значительно больше и тех, кто не может и не хочет найти работу. Средний IQ у лиц, нарушивших закон, как правило, ниже среднего уровня (90 баллов), а у преступников-рецидивистов он еще ниже.
     С IQ в Америке связаны и демографические проблемы: у женщин с высоким IQ детей меньше и они заводят их позже, чем женщины с низким IQ. Поэтому число «высоколобых» женщин неуклонно сокращается, зато увеличивается группа женщин, которые еще в школьном возрасте заводят внебрачных детей, не ищут работы и живут на пособие. Их дочери, как правило, выбирают такой же путь, создавая тем самым порочный социальный круг, воспроизводя и увеличивая низшую интеллектуальную касту.
     Авторы нашумевшей книги утверждают, что правительство США выбрало неверную стратегию по решению этих проблем. Учителя, учебники и экзамены ориентированы там не на лучших и даже не на средних, а на отстающих, имеющих, соответственно, более низкие IQ.
     Только 0,1 процента средств выделяется в США на специальное обучение особо одаренных школьников, которые из-за этого не могут реализовать свой высокий потенциал. В то же время на помощь отстающим школьникам (с низким IQ) расходуется 92 процента средств. В результате качество школьного образования в США постоянно снижается, и математические задачи, которые сто лет назад давали пятнадцатилетним школьникам, многие их сегодняшние ровесники решить уже не могут.
     По мнению этих психологов, попытки искусственно улучшить положение «глупых» лишь усугубляют дело, так как создают значительную группу людей, паразитирующих за счет остального общества и являющихся источником преступности и даже терроризма, угрожающего демократическому порядку.
    
     РУССКИЕ ДУМАЮТ СЕРДЦЕМ
    
     Многие исследователи, в том `числе заместитель директора Института психологии РАН профессор Владимир Николаевич Дружинин, считают, что проблемы, затронутые в книге Хернстейна и Муррея, не очень актуальны для сегодняшней России. Нам еще далеко до разделения общества на касту высоколобых и низколобых. Это неплохо. Плохо другое — что никто не знает, когда это может произойти. Не хватает знаний. К сожалению, любые тесты были запрещены у нас еще с 1936 года и возобновились совсем недавно, поэтому результатов широкомасштабных исследований IQ попросту не существует. Однако на примере некоторых недавних исследований все же выяснилась достаточно нелицеприятная для нашей страны картина: российское общество является менее интеллектуальным, чем американское.
     Каковы причины этого? Среди исследователей бытуют три наиболее часто употребляемые гипотезы:
     — на интеллектуальном потенциале страны сказалась страшная генетическая убыль населения, когда в течение многих репрессивных десятилетий уничтожались лучшие из лучших,
     — сказались так называемые внешние факторы, такие как алкоголизация, проблема воспитания и образования, тотальное разрушение семьи;
     — различия в уровне «ай-кью» могут быть вызваны различием в структуре интеллекта у русских и американцев. Это в первую очередь связано с преобладающим у россиян «образным» стилем мышления. Можно сказать, что русский человек попросту менее формалист, чем американец, и чаще «думает» сердцем, а не головой.
     Конечно, хотелось бы иметь более точные данные по России. Но все упирается в отсутствие средств и государственного интереса. Любопытный факт: в 1988 году все же были проведены (первые в нашей стране!) исследования по структуре интеллекта в масштабах области. Было выяснено, что интеллектуальный уровень лиц, принадлежащих к социальной элите, был ниже, чем в среднем по популяции. Не это ли послужило причиной того, что работы были свернуты и с тех пор не возобновлялись?


06 ноября 2000, 14:25.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 1843Прорыв в завтра
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus