|
В слове «тузла» сошлись и туз и узел зла… Не так давно на острове Тузла размещался летний лагерь любителей фантастики из так называемого Боспорского форума. Его обитатели обсуждали перспективы. Фантасты и реалисты видели Крым как геополитическую программу, экспериментальную площадку для проявления и диалога наиболее интересных и пеоспективных направлений в современной культуре, игровое поле для лучших художников, писателей, мыслителей мира.
Видимо, их идеями заинтересовались аналитики из «продвинутых» спецслужб типа МИ-6 и решили превратить небольшой остров в геополитический полигон, экспериментальную площадку для перспективных направлений в политике и экономике. Еще не поздно докопаться до первичных фактов - кто отдавал приказ пускать бульдозеры с российской стороны и ставить противотанковые «ежи» с украинской? Кто финансирует заявления депутатов и дипломатов, подстрекает лидеров государств на поспешные действия и т.д. Главное - дело уже сделано. Россия перед выборами в Госдуму демонстрирует мускулы, а Украина перед выборами Президента показывает кукиши в сторону северного соседа и проводит «консультации с третьими странами» на предмет защиты своего суверенитета. Именно эти «третьи» и заинтересованы, чтобы украинский волкодав Сирко укусил за ногу российского Медведя.
Все в мире повторяется. Проектировщики «событий на Даманском» давно на пенсии, но их технологии живучи, ибо делают ставку на страсти, а не на разум. Модернизированной российской армии после мира в Чечне нужен новый полигон - «роддом генеральских звезд», а украинские военные, чтобы не попасть под сокращение, готовы жить в палаточных городках не только в Ираке, но и ближе к родным хатам.
Можно представить осенние разговоры президентов Кучмы и Путина «без галстуков», но с «переводчиками», которые подсказывали, что дамба позволит сделать свои Босфор и Дарданеллы в Керченском проливе и брать немалые деньги за проход кораблей с металлом, цементом, зерном и нефтью. Это внешняя сторона конфликта интересов. Но есть и более глубинные, мировые причины.
Давайте перечитаем некоторые поучительные страницы истории. Минувший XX век был богат глобальными идеями суперкласса. Предприимчивые люди из России, ряда стран Европы, из США вознамерились проложить стальную межконтинентальную магистраль от Парижа до Нью-Йорка через Россию, Берингов пролив и Аляску. Другая группа смельчаков ратовала за строительство моста или тоннеля между материком и островом Сахалин, еще одна - за прокладку высокоширотной железной дороги от Северного Урала до Чукотки тоже с выходом на американский континент. В числе этих так и оставшихся нереализованными проектов XX века было и предложение построить мост через Керченский пролив. Идею в ту пору горячо поддержала и Англия (старушка знала, что делала!). России по плечу было создание надежной переправы через Керченский пролив. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война спутала карты. Казалось бы, идея похоронена до неопределенных времен. Но свои коррективы внесла Вторая мировая война. К концу 1942 года Гитлер завоевал значительные территории СССР и, мечтая о мировом господстве, вынашивал планы проникновения на Восток. Огромные материальные ресурсы перебрасывались на юг вместе с танками, пушками, боеприпасами, различной техникой. Все это намеревались переправлять через новый железнодорожный мост в Керченском проливе. Эта переправа должна была связать Германию кратчайшим путем с Баку и Тегераном, после чего путь на Индию был открыт. Приказ о строительстве моста был подписан самим фюрером. Внезапный прорыв наших войск застал на юге немцев врасплох. Они спешно отступили, оставив в качестве трофеев тысячи тонн цемента, балки, сваи, штабеля металлоконструкций и другие материалы. Когда об этом доложили Сталину, то получили неожиданное решение: срочно строить мост, он должен помочь наступлению наших армий на запад. Мост возводили практически без изысканий от косы Чушка к поселку Опасному. Осенью 1944 года первый состав прошел от станции Крым на Керченском полуострове до станции Кавказ на Кубани. Увы, в зиму 1944-1945 годов мелководное Азовское море промерзло на небывалую глубину. А в середине февраля подули сильные теплые ветры. Огромные ледяные поля двинулись с Азовского моря к Черному. Мощный ледоход крушил все на своем пути, и в считанные часы мост был срезан стихией.
Прошло еще 60 лет. К решению задачи создания новой переправы были привлечены ученые не только России и Украины, но и ряда стран Западной Европы, прежде всего Франции и Германии. Видные украинские эксперты в сотрудничестве со своими российскими коллегами представили расчеты, был подготовлен проект организации акционерного общества. За аналог брали совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через Босфор в Турции. Пропускная способность его - до 2 тысяч автомашин в час и до 24 пар поездов в сутки. Предполагаемый мост через Керченский пролив смог бы пропускать до 3 тысяч автомобилей в час и 30 поездов в сутки. Если эксплуатация моста через Босфор приносит солидные дивиденды акционерам и в бюджет Турции, то еще большими должны быть финансовые поступления при эксплуатации Керченского моста.
Эту «столетнюю мостовую историю» я привел для того, чтобы читатели могли разобраться в «геополитических подтекстах» конфликта за остров Тузла. В мире идет борьба за коммуникации, за рынки сбыта товаров. С точки зрения перспектив экономики, Тузла - козырный остров, это «туз» в карточной игре политиков. Но, увы, - это и узел зла: впереди стихии более грозные, чем ледоход 1945 года, который снес мост «Гитлера-Сталина».
Год назад (во время визита Президента РФ в Днепропетровск) обсуждался проект «Моста дружбы»: как лучше соединить Крым и Кубань, а значит - Украину и Россию.
Видимо, события вокруг острова Тузла - это реализация новых, в том числе информационных технологий. Это попытка взорвать «Мост дружбы» еще на стадии проектных работ и пустить грузы XXI столетия по другим маршрутам.
Михаил Арошенко,
руководитель международной
аналитической группы
«ГАММА-91». |
|
comments powered by
|
Wait...
|
|