Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч04 ноября 2002, 17:49.Природа и человек

Чёрное море было озером?


     Экспедиции на морское дно даже в советские времена были кратковременными: считалось, что наземные памятники культуры значительно важнее подводных. Археологов с аквалангами было мало, к тому же поиски сокровищ в морской пучине всегда требовали огромных капиталовложений.
     В Украине поисками затонувших кораблей до сих пор занимаются считанные специалисты. Уже 12 лет подряд экспедиция Киевского национального университета имени Тараса Шевченко проводит комплексные исследования морского дна возле южных берегов Крыма. О последней экспедиции в районе Судакской бухты, организованной совместно с Национальным заповедником «София Киевская», рассказывает руководитель экспедиции Сергей Зеленко, научный сотрудник Центра подводной археологии Киевского национального университета.
    
     Пизанская галера в Судакской бухте
    
     - На дне Судакской бухты лежат останки двух кораблей: XIII-XVI веков и IX-X веков. Об их существовании было известно еще в 60-х годах, но что это за объекты, никто толком не знал. По нашей версии, один из затонувших кораблей XIII-XVI веков принадлежал городу Пизе. Его появление в Судакской бухте неудивительно: во времена позднего средневековья итальянские города практически полностью монополизировали морскую торговлю на Черном и Средиземном морях.
     В те времена перевозки товаров в крупных средиземноморских портах стали оформлять официально. Отправляясь в плавание, купцы и капитаны кораблей в присутствии нотариуса составляли договоры о партнерстве, и практически все они сохранились до наших дней. В одном из таких документов, найденном в итальянском архиве XIII века, есть сообщение о том, что возле Судака произошел бой между генуэзской и пизанской галерами. Генуэзцы победили, а пизанский корабль сгорел на глазах у всего Судака.
     Корабль сгорел и весь его груз был помечен следами пожара. Отметины огня сохранились и по сей день, что само по себе - редкость: подводным археологам не часто удается найти обгоревшие обломки на дне. А «законсервировались» останки галеры благодаря тому, что их занесло песком.
    
     Граффити на амфорах
    
     - Кораблекрушения - бесценный материал для археологов: он может дать точную информацию о древних торговых связях. Эти сведения собираются по крупицам. Например, исследуя надписи на амфорах - так называемые граффити, - можно узнать маршрут следования кораблей, и, следовательно, проследить торговые пути. А по количеству амфор на корабле можно определить грузоподъемность судна.
     К сожалению, все целые амфоры, лежавшие на поверхности дна и на небольшой глубине, давно растащили. С начала 60-х годов многочисленные клубы аквалангистов брали разрешения на тренировочные погружения в Черном море, и в результате, ныряльщики постоянно что-то поднимали на поверхность. Сегодня мы спрашиваем у аквалангистов: где материал? Говорят, сдали в музей, но там его нет. Нам остается идентифицировать некоторые предметы только по старым черно-белым фотографиям, но ведь это любительские снимки! К тому же, дайверы поднимают со дна только то, что им понравилось, а у археологов - другой взгляд на вещи.
     Даже по маленькому фрагменту амфоры специалист может определить ее тип, а по клейму - центр изготовления: во времена античности и в средние века мастерские, выпускавшие амфоры, клеймили свои изделия, но не каждую амфору, а целую партию. В этом году нам удалось обнаружить новое клеймо - и это большая удача. А еще в коллекции нашей экспедиции появилась половинка мраморной ступки с надписью, но мы не можем ее восстановить, потому что нет второй половинки. Возможно, она давно пылится на полке какого-нибудь дайвера и никогда не попадет к специалисту.
     В последней экспедиции на одной из амфор мы обнаружили арабскую вязь, хотя все остальные сосуды были подписаны греческими буквами. Возможно, часть груза этого корабля доставлялась из мусульманского мира. Но есть и другая версия: амфоры специально предназначались для татарской знати.
    
     Всемирный Потоп - локальный катаклизм
    
     - Если вы представляете себе кораблекрушения старинных галер как живописный пейзаж, где среди изящных мачт плавают рыбки и медузы, глубоко ошибаетесь. Со временем корабли распадаются, их древесина съедается всевозможными организмами, живущими в воде, и от былого величия остается, в лучшем случае, горка засыпанных песком глиняных сосудов и стекла.
     В морской пучине можно увидеть только металлические корабли, затонувшие во времена Первой и Второй мировых войн. Впрочем, среди деревянных кораблей есть одно исключение: знаменитый корабль «Васса» в целости и сохранности, пролежавший 333 года на дне стокгольмской бухты - благодаря специфической смеси морской и пресной воды. А вообще вся органика, осевшая на глубине до 100 метров, «растворяется». Ниже этой отметки начинается сероводородный слой, действующий как консервант.
     В 2000 году экспедиция знаменитого американского исследователя Роберта Балларда (в свое время нашедшего «Титаник») зафиксировала возле Синопа древнее судно с мачтами высотой до 7 метров. Этой находке - чуть меньше двух тысяч лет. Кстати, именно Баллард в 1997 году недалеко от берегов Турции обнаружил на глубине более 100 метров руины древнего поселения. Некоторые ученые склонны считать, что Всемирный Потоп - это лишь локальный природный катаклизм, и произошел он в пределах нынешней акватории Черного моря, которое когда-то было озером. Согласно гипотезе американских ученых, 7,5 тысяч лет назад Средиземное море, в котором уровень воды был значительно выше, прорвало и затопило «долину» Черного моря, похоронив плодородные земли под стометровой толщей воды.
    
     КСТАТИ
    
     Новая «золотая лихорадка» наказуема
    
     Для тех, кто мечтает разбогатеть за счет затонувших кораблей, сообщаем: в 2001 году в Париже была подписана Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия. Этот документ призван остановить разграбление подводных объектов, имеющих культурную ценность, и вскоре он будет ратифицирован в Украине.
     Правила новой конвенции достаточно жесткие. Если прежде к археологическим памятникам относили объекты «в возрасте» до 200-300 лет, то теперь их значимость исчисляется всего сотней лет. Тем не менее, затонувшие корабли Первой и Второй мировых войн тоже - достояние республики, поскольку являются историческими памятниками.
     К сожалению, многие из них были уничтожены совсем недавно. Например, в районе Евпатории за последние пять лет дайверами был полностью разграблен немецкий корабль - «охотник за подводными лодками». А вот в странах, живущих за счет туризма, подобные объекты давно превратили в аттракционы. В частности, у берегов Египта во Вторую мировую войну затонули корабли с танками и мотоциклами. Сейчас их осмотр стал одним из популярнейших маршрутов для подводных прогулок.
     По оценкам профессионалов, в настоящее время на дне морей и океанов находится около трех миллионов неидентифицированных кораблей. Несмотря на довольно скудное финансирование украинских подводных экспедиций, каждый год возле крымских берегов археологи находят ценнейшие объекты. В частности, в этом году экспедиция от Херсонесского национального заповедника обнаружила в районе Севастополя четыре новых кораблекрушения времен средневековья.
    
     Ксения Мелешко. «КП»


04 ноября 2002, 17:49.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 8313Природа и человек
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus