Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч08 ноября 2002, 10:35.Презентации и интервью

Обнаружено влияние библии на рассказы конан дойля


     Марио Палмаро, ватиканский ученый, уверен, что, хотя сэр Артур Конан Дойль и не признавал себя христианином, в основу рассказов о Шерлоке Холмсе положены библейские истории.
     Палмаро предподает философию в римском Университете Regina Apostolorum Pontifical. Он полагает, что на Конан Дойля `сознательно и подсознательно` повлияли несколько лет обучения в иезуитской школе.
     В своей книге `Сверхъестественно, Ватсон. Шерлок Холмс и божественный случай` ученый утверждает, что борьба Холмса с Мориарти, которая привела детектива к гибели, и его возрождение в других книгах - это переложение истории о Воскресении Христовом.
     Конан Дойль, родившийся в ирландской католической семье в Эдинбурге в 1859 г., в детстве обучался в иезуитской школе в Ходдере, графство Ланкашир, а потом был переведен в колледж Стонихерст. Дойлу эти школы не нравились. В 1876 г. он отрекся от римского католицизма и поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать медицину. Там он познакомился с Джозефом Беллом, обладавшим редкими дедуктивными способностями и ставшим прототипом для образа Шерлока Холмса. Позднее Дойль увлекся спиритизмом.
     Профессор Палмаро и журналист Алессандро Гноччи считают, что Конан Дойль `так и не перестал бороться с католицизмом`. `В Евангелии есть все элементы детектива: тело, убийства, таинственное исчезновение трупа`, - сказал Палмаро.
     Майор авиации Филип Уэллер, создатель Группы по изучению творчества Артура Конан Дойля, сказал, что библейские образы в рассказах писателя его поражают.
     `Например, нет никаких сомнений в том, что чудовище из рассказа `Собака Баскервилей` - это воплощение сатанинской силы, - считает он. - Конан Дойл боролся с собственным протестанским представлением о католичестве`.
     По его словам, придумывая название места действия рассказа - `Гримпенская трясина` - Дойль использовал англосаксонский термин, означающий `дьявол`.
     Грэйс Райли, куратор музея Шерлок Холмса на Бэйкер-стрит, сказала, что считает теорию о библейском происхождении Холмса маловероятной, `потому что Конан Дойл отрекся от веры`.
     В рассказе `Последнее дело Холмса` детектив умирает, сражаясь с Мориарти у Рейхенбахского водопада, но потом возрождается истории `Пустой дом`.
     Холмс считает Мориарти дьявольской фигурой, использующей свои блестящие интеллектуальные способности для достижения дурных целей. Авторы новой книги убеждены, что их схватка - это символ борьбы человека со злом и искупления грехов. По словам исследователей, Холмс жертвует собой ради общественного блага, бросаясь с бездну вместе со своим заклятым врагом.
     Гноччи и Палмаро говорят, что разговор Холмса с его старшим братом Майкрофтом в рассказе `Случай с переводчиком` очень похож на беседу Христа с Никодимом. В `Евангелии от Иоанна` (3, 1-15) Иисус и Никодим разговаривают о том, что человек должен родиться заново, чтобы быть спасенным.
     Авторы обращают внимание на то, что спор Холмса и Майкрофта по своему ритму очень похож на беседу Иисуса и Никодима.
     В рассказе `Желтое лицо` (загадочный силует в окне оказывается девочкой в маске, запертой в одной из комнат) великому детективу впервые не удается разгадать загадку. Авторы новой книги утверждают, что это отражение истории о том, как ученики отказались верить словам Марии Магдалины о том, что Иисус Христос вознесся к небесам.
     Холмс выказал христианское смирение, попросив Уотсона делать ему замечания в тех случаях, когда он начинает вести себя самоуверенно.
     Авторы указывают также на то, что, как правило, Холмс приходит к разгадке преступления благодаря озарению `в стиле Марии Магдалины`.
     В рассказе `Пестрая лента` тоже можно найти ссылки на историю о могиле Христа. В центре сюжета - смерть в закрытой комнате.
     В новелле `Морской договор` Холмс обращает внимание на посторонние детали и делает вывод, что украденный договор все время находился под носом у следователей. Авторы считают, что это отражает следующую фразу Христа ученикам `Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них`.
     По мнению Палмаро и Гноччи, незначительные детали, на которые обращает внимание Холмс, на самом деле является `главными в истории о сотворении`. В том же рассказе Холмс сказал: `Мне кажется, что своей верой в божественной провидение мы обязаны цветам`.
     Ричард Лэнслин Грин, автор нескольких научных исследований о Холмсе, заявил, что, хотя похороны Конан Дойля в 1930 г. были `спиритическими`, в завещании он об этом не просил. Позднее писатель бы перезахоронен в соответсвии с правилами христианской традиции в Минстэде.
    
     Ричард Оуэн. The Times. Перевод Инопресса.


08 ноября 2002, 10:35.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 864Презентации и интервью
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus