Как провожают в последний путь наших любимцевОни просто тихо уходят. Актеры, составившие славу советского кинематографа. Скорбный список, который становится все длиннее.
Георгий Вицин - в последний путь его провожала кучка соседей да вдова с дочерью - в скромном гробу на ритуальном автобусе как простого скромного пенсионера. Вицина - гениального советского актера, неповторимого и любимого миллионами зрителей!
Алексей Смирнов - звезду фильмов Гайдая и культовых "В бой идут одни старики" - хоронили соседи, скинувшись на гроб и скромные поминки. От замечательного актера в буквальном смысле не осталось следа - его могила исчезла с лица земли, поскольку много лет никто за ней не ухаживал.
Сергей Филиппов - непревзойденный Киса Воробьянинов, пролежал мертвым в своей квартире целых две недели, потому что средств на погребение не было, а студия "Ленфильм" отказалась хоронить артиста за свой счет…
Михаил Кононов - великий советский актер, никогда не умевший просить за себя - умер в больнице, потому что нечем было заплатить за дорогущие лекарства.
Николай Крючков - отдавший кинематографу 50 лет, в конце жизни был вынужден ходить каждый месяц в собес, пересчитывать сжираемую инфляцией пенсию, и выслушивать упреки в том, что он "сталинский прислужник".
Николай Парфенов - потерявший во время "гайдаровских реформ" все свои сбережения, жил в страшной нищете. Приемные дети вытащили из его квартиры все, кроме старого дивана, из брюк у него были только одни тренировочные… и каждый день орали - "Когда ты сдохнешь? Денег за тебя никто не дает"...
Этот список можно продолжать бесконечно - за двадцать лет мы потеряли целый эшелон блистательной актерской элиты советского кино - и практически все ушли от нас в нищете и забвении.
Жалкую пенсию 2600 рублей получала актриса Тамара Носова - любимица нескольких поколений зрителей, блиставшая в фильмах "Молодая гвардия", "Карнавальная ночь", "Женитьба Бальзаминова", "Свадьба в Малиновке"... Больная, обездвиженная, она доживала свой век в нищете.
Сейчас в положении, мягко говоря, бедственном, находятся многие актеры. Все они живут по-разному. Но, даже те, которые на виду, на грани нищеты.
Даже любимый многими Алексей Баталов с парализованной дочерью живет, как говорила директор Дома Актера Маргарита Эскина, - еле-еле сводя концы с концами.
Когда писали о сложном положении Вячеслава Невинного, многие издания отказали в помощи - не принято у нас помогать бедствующим актерам.
А вот Савелий Крамаров, который не был известен американскому зрителю, и снялся всего в нескольких второстепенных ролях в американских фильмах, стал членом Гильдии актеров. Сильно он не разбогател, но получал лучшее в стране медицинское обслуживание.
За показ старых фильмов в Америке платят всем, кто был в титрах этого фильма, включая электриков и механиков.
А у нас перестали платить даже за звания. Будь ты хоть тыщу раз самый народный - не положено. Мы много говорим о повышении пенсий военным, а уж про пенсии депутатов и чиновников и вспоминать не хочется, а эти люди, приносившие в казну государства немалые деньги, никому не интересны. Никому. Ни Союзу кинематографистов, ни олигархам, ни правительству. И доживают они свои дни, наверное как и все старики, коротая вечера у телевизора. А по телевизору любят крутить советские фильмы, народ их до сих пор с удовольствием смотрит. И видят они себя - молодыми, красивыми, талантливыми, счастливыми. И думаю, горько им и обидно.
И наверное даже не важно, что написано в законах об авторских правах актеров - это на совести наших госдумцев, но каждый, кто с удовольствием смотрит в телевизоре старые советские фильмы и знает, что те, на кого он смотрит - ничего за это не получают - вы не чувствуете, что вы обворовываете этих стариков? Ну да, при помощи первого, второго, и остальных госканалов.
И хотелось бы задать вопрос, например, Константину Эрнсту и Олегу Добродееву - ну нет такого закона, законодатели не торопятся, а когда примут такой закон - то уже и платить будет некому. А что, ваши каналы не могут, из своих немалых бюджетов, которые складываются из рекламы, которую врезают в наши старые советские фильмы каждые 5-10 мин - не по закону, а по совести - платить хоть какой-то небольшой процент старым актерам? Это же так просто - и это по совести
И спросить руководителей СК и Никиту Михалкова, может не только на развитие кинематографа у государства денег просить, но и подумать о достойных пенсиях для любимых актеров страны?
Как было в советское время?
Пенсия актеров советского кино и театра назначалась в строгом соответствии со званием - заслуженный, народный республики или СССР, лауреат Государственной или ленинской премии. Кроме того, киноартисты практически все поголовно состояли на учете в Театре киноактера, где тоже получали пусть маленькое, но все же довольствие. А чтобы наши советские звезды могли позволить себе ездить на персональной машине или построить домик на шести сотках - Госкино устраивало немолодым и уже мало востребованным артистам встречи со зрителями в провинциальных городах Советского Союза. Граждане СССР любили советские фильмы, охотно ходили на представления "Товарищ кино", где вживую можно было увидеть Николая Крючкова, Аллу Ларионову, Николая Рыбникова, Зинаиду Кириенко . Актеры собирали полные залы, получали хороший гонорар и могли достойно встретить старость. Да и пенсия в те времена все-таки была соизмерима с зарплатой.
Постгорбачевская эпоха
Она ударила по кинематографистам с особой жестокостью - кино практически не снималось, а то, что снималось, зависало в кабинетах и сейфах спонсоров (как это произошло с фильмом Юрия Кары "Мастер и Маргарита"), или проваливалось в прокате, потому что проката тоже не было - кинотеатры дружно превращались в торговые центры.
Именно тогда, в конце 80-х, было решено создать Гильдию актеров кино - ее вдохновитель и первый президент Евгений Жариков помощь актерам считал наиглавнейшей задачей новой структуры. Жариков досконально изучал подобные организации за рубежом, в соответствии с этим писался устав Гильдии, где одной из первых строк - помощь малообеспеченным и престарелым актерам. Самым обездоленным стали помогать сразу же, элементарно скинувшись по десять рублей. Так десять артистов - среди них Георгий Милляр (знаменитая Баба Яга в сказках Роу), Владимир Дружников ("Сказание о земле сибирской"), Ия Арепина ("Капитанская дочка") получили первую финансовую помощь в эпоху умирающего кино.
-Конечно, нам хотелось законодательным путем добиться дополнительных выплат заслуженным актерам, - рассказывает Евгений Ильич Жариков, - как это существует, например, во Франции - там определенный процент от съемочного бюджета каждой картины идет в фонд актерских пенсий. Мы неоднократно выступали с предложением в тогдашний Верховный совет при активной поддержке Сергея Станкевича. Но, к сожалению, никакого закона в этом направлении так принято и не было.
Откуда брались деньги? Спонсорская помощь плюс фестивали - каждый год в разных годах России проходили актерские фестивали "Созвездие" - за счет бюджета этого города. Часть денег перечислялась на счет Дома престарелых артистов в Матвеевском и на доплаты актерам. Сами фестивали были тоже в определенном смысле поддержкой старым актерам: их совершенно бесплатно вывозили на "Созвездие", селили в хороших гостиницах, возили по городу и вкусно кормили три раза в день.
-Я помню, у нас и Доме кино в наших кабинетах всегда была еда, - вспоминает вице-президент Гильдии Народный артист России Александр Голобородько, - и еще одежда: мы договаривались с домами мод и они отдавали нам списанные коллекции. Помню, когда народному артисту Владимиру Трошину - непревзойденному исполнителю "Подмосковных вечеров" - не в чем было выйти на сцену в день своего 75-летия, мы подобрали ему вполне приличный новый костюм.
Увы, это была весьма выборочная и далеко не систематическая помощь, многие актеры просто из гордости не могли прийти на бесплатные обеды в Дом кино, другие, как Михаил Кононов, уехали из города в далекую деревню и оказались вообще оторванными от прежнего круга.
Двадцатый век
А дальше начался раздрай в самом Союзе кинематографистов - раскол и смута, которые тянуться и по сей день. Не будем сейчас касаться деталей этой грандиозной аферы, скажем только, что Гильдия актеров кино не входит в состав Союза, а значит в любой момент может лишиться малюсенького помещения в Доме кино, где до сих пор и обитают малочисленные работники Гильдии (рейдерские захваты со стороны СК уже были предприняты).
В 2000 году тяжело заболел и ушел со своего президентского поста Жариков. Его место ненадолго занял Сергей Жигунов. Потом - Борис Галкин. Ни тот, ни другой не смогли найти финансирования своей организации и покинули свой пост. Борис Галкин в своем заявление написал: "…Моя работа приобрела очертания представительских функций, которые мне понятны, но не вдохновляют. За это время я пришел к убеждению, что в сложившейся с годами структуре административного руководства ГАКР должность Президента практически лишняя и может быть упразднена. Я пришел к решению отказаться от этой должности и выйти из состава Правления ГАКР."
С апреля прошлого года обязанности главы Гильдии исполняет Валерия Гущина, в свое время директор фестиваля "Созвездия". Никто из актеров не выразил желания возглавить собственную актерскую организацию. Все как в классической схеме: старые не могут - молодые не хотят. Последним кажется, что они вечно будут молодыми и нищая пенсия им не грозит…
-Времена изменились, - считает Александр Голобородько, - найти сегодня спонсоров крайне сложно, практически нереально, тем более сейчас кризис на дворе. Членские взносы - 500 рублей в год, сами понимаете, это капля в море, тем более мы не берем деньги с совсем уж малоимущих артистов. В начале этого века нам здорово помогла фабрика "Дукат" - они платили ста нашим нуждающимся актерам по 1000 рублей ежемесячно в течение года. Но это все равно - капля в море. Нужна государственная поддержка актерам-пенсионерам. При Ельцине, например, народные артисты и лауреаты госпремий получали надбавки - 50 процентов к базовой пенсии. Сейчас и этого нет. Спасибо Римме Марковой - она выбила помощь артистам у партии "Справедливая Россия", в которой состоит.
Римма Васильевна Маркова - член правления Гильдии актеров - настроена решительно, пишет "Свободная пресса":
- Да, я попросила помочь нищим артистам - партия выделила 300 тысяч рублей Гильдии, но этого мало, сегодня надо помогать всем, кто на пенсии, нужен государственный подход, а не частные вливания.
Небольшой собственный фонд создала одна из самых загадочных наших актрис - Анастасия Вертинская. Она помогает 25 старым актерам, которые нуждаются в поддержке. Анастасия Александровна не комментирует и не рассказывает ничего о своем фонде - она просто молча делает все, что может.
Что нужно?
В первую очередь, как считают многие артисты, - пересмотреть авторские права: сегодня от проката и повторных показов процент получают только режиссер, сценарист и автор музыки - актеры от своих картин не получают ничего!
Во-вторых, создать актерский профсоюз, который мог бы добиться отчисления от бюджетов фильмов и фестивалей в пенсионный фонд артистов. Правда, учитывая вороватую нашу страну, нетрудно догадаться, что станет с этим фондом…
В-третьих, вернуться к дифференцированному назначению пенсий и при начислении учитывать не только звания, но победы в фестивалях и конкурсах - особенно международных.
В четвертых, государство выделило на поддержку отечественного кинематографа 9 миллиардов рублей. Неужели в столь немалой сумме не найдется место для поддержки гордости и славы этого самого кинематографа?
Кто должен лоббировать интересы актеров? Конечно, Союз кинематографистов и именитые наши режиссеры, к которым на обед иногда заглядывает президент Российской федерации…
Источник |