|
Мировой медиарынок: карлики побеждают великанов Компании, действующие на рынке массовой информации, активно развивались последние 15 лет, однако этот рост был обусловлен технологическими и политическими изменениями, происходившими в мире. Кроме того, по сравнению со многими иными отраслями экономики, их рост был достаточно скромен.
В 1986 году компания Gannett была крупнейшим в США издателем газет. В 1986 году ее доходы составляли 3.4% всех доходов полученных всеми СМИ в США, а в 1997 году ее доходы составили менее 2%. За этот период времени доходы Gannett выросли на 69%, в то время, как экономика США выросла на 86%, а американская медиа-индустрия целиком - на 188%. То есть гигант продемонстрировал худшие темпы роста, чем менее крупные участники рынка.
Доля крупных медиа-компаний на мировом рынке постепенно уменьшается. В США 50 крупнейших медиа-компаний в 2000 году получили меньшую прибыль, чем 50 компаний, занимавших эти позиции, в 1986 году. В числе крупнейших игроков на этом рынке появились новые фирмы, выросшие буквально, `с нуля` - в 1980-е годы никто не слышал, например, об интернет-магазине Аmazon.com - ныне находящемся в числе лидеров медиарынка. Таких примеров достаточно много. Наоборот, многие ранее преуспевавшие компании-гиганты, так произошло, например с CBS Inc., постепенно выходят из этой сферы бизнеса, а другие, такие как Playboy Enterprises, снизили темпы своего развития.
Вдобавок, владельцы СМИ меняются достаточно часто. В течение 15-ти лет медиакомпания MCA (в частности, владеющая известной киностудией Universal Pictures) была продана американскими собственниками - японцам (концерн Matsushita). В свою очередь, Matsushita перепродала MCAканадцам (компания Seagram`s), а канадцы переуступили ее французам (компания Vivendi). В свою очередь, представители Vivendi недавно заявили, что компания намерена избавиться от ряда своих медиа-подразделений.
Существуют компании, которые показывают одни и те же телепрограммы в глобальном масштабе (например CNN или Canal +, принадлежащий Vivendi), однако пока отсутствуют медиа-конгломераты, которые владеют газетами. книгоиздательствами, радио- и телестанциями на всех основных мировых рынках. Определенные шаги в этом направлении предпринимает News Corp., однако ее успехи достаточно скромны, если оценивать долю прибыли, которую она получает по сравнению с иными игроками, объемом аудитории и т.д.
Бенджамин Компэйн\Benjamin Compaine, исследователь Интернета и телекоммуникаций, сотрудник Массачусетского Технологического Института, считает, что абсурдно утверждение, что американские медиа-компании доминируют на мировом рынке. Более того, многие страны мира ограничивают присутствие американской медиа-продукции, оcобенно в сфере кино и телевидения. Во многих страна мира основные телекомпании находятся в собственности государства (наиболее известный пример - британская BBC) и именно эти компании наиболее активны на мировом медиарынке. В числе грандов мирового медиарынка, кроме американских Viacom, Disney и AOL Time Warner, множество иных концернов. В их числе австралийская News Corp., немецкая Bertelsmann, англо-голландская Reed-Elsevier, французские Vivendi и Lagadere-Hachette, японская Sony и т.д. Эксперты ООН в 2001 году проанализировали? кто владеет пятью крупнейшими газетами и вещательными станциями в 97 странах мира. Как выяснилось, 29% крупнейших газет мира принадлежать государственным структурам, 57% находятся в семейной собственности. Для радиостанций пропорция еще более любопытная: 72% крупнейших радиостанций - государственные и 24% - семейные. Для телевидения, эта пропорция составляет 60% и 34%. По данным доклада ООН `Human Development Report 2002` в большинстве стран мира крайне малы прямые иностранные инвестиции в СМИ.
Вмешательство государства в дела СМИ никогда не приводило к улучшению работы средств массовой информации. К примеру, государственная японская телерадиокомпания NHK является формально независимой от точек зрения руководителей страны. NHK формально не встает ни на одну точку зрения и стремится подавать максимально взвешенную и нейтральную информацию. Делая это NHK неизбежно столкнулась с иной проблемой - отсутствием острых материалов и журналистских расследований. Более того, NHK контролируется членами правящей Либерально- Демократической Партии (ЛДП) Японии, которые блокируют все попытки изменить ситуацию и даже пытаются нерыночными методами бороться с конкурентами NHK (известны случаи. когда функционеры ЛДП пытались нажать на рекламодателей этих теле-радиостанций и употребляли свое влияние, чтобы лишить их лицензий). В результате применения этих мер, популярность NHK среди японской аудитории снижается на протяжении последних десяти лет.
Вопреки распространенному убеждению, СМИ, которыми владеют крупные корпорации, часто работают лучше и более профессионально, чем их коллеги из государственных и `семейных` изданий. Более того, они часто оказываются в числе наиболее успешных СМИ, поскольку стремятся максимально адаптироваться к потребностям местной аудитории и мало зависят от симпатий или антипатий местных властей. В недалеком прошлом крупные бизнесмены, владевшие медиа-империями, такие как Рэндольф Херст или Сильвио Берлускони , пытались использовать их для своей политической карьеры. Как известно, Херст в итоге стал членом Конгресса США, а Берлускони - премьер-министром Италии. Однако это мало вредило делу информированности населения, поскольку медиаимперии политиков были малы, относительно иных СМИ, действовавших в их странах.
Washington ProFile – специально для www.courier.com.ua |
|
comments powered by
|
Wait...
|
|