Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч16 марта 2003, 11:25.Фигуранты бизнеса

Интернет-компании погубили спешка и халява


     Бурный рост и практически мгновенный крах интернет-компаний (их принято называть доткомами\.com) стал одним из наиболее заметных событий в мире бизнеса. Бурное развитие доткомов началось в конце 1996 года, крах начался в марте 2001 года. Лишь за 2000 - 2001 год 835 крупных и средних интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Пик кризиса пришелся на 2001 год, однако и в 2002 году негативные процессы в этой сфере экономики продолжались.
    
     В 2002 году 1087 интернет-компаний сменили собственника. Покупатели заплатили за них $23.3 млрд. В 2001 году было заключено 1283 подобные сделки на сумму в $78.8 млрд. По данным маркетинговой фирмы Webmergers, за три последних года примерно 5 тыс. интернет-компаний обрели нового владельца или были закрыты. 3.9 тыс. доткомов были проданы за $200 млрд. Около 1 тыс. интернет-компаний закрылись или объявили о банкротстве. Еще 7 -10 тыс. доткомов смогли остаться на плаву, лишь получив финансовую помощь со стороны.
     Кризис сперва коснулся мелких интернет-компаний, обслуживавших физических лиц, однако потом волна банкротств докатилась и до крупных фирм, предоставлявших услуги типа `бизнес для бизнеса`. Две трети банкротств пришлись на доткомы, действовавшие в сфере электронной коммерции, включая развлекательные и новостные сайты. Впрочем, несмотря на массовое банкротство интернет-компаний, электронная коммерция в США снова находится на подъеме. По данным исследовательской фирмы Gartner Inc., в 2002 году доходы интернет-магазинов США достигли $85 млн. В 2001 году они составили примерно $56 млн., в 2000 году - около $37 млн. Также растут продажи рекламных возможностей Интернета. Маркетинговая фирма InternetNews прогнозирует, что в 2003 году объемы продаж интернет-рекламы в США возрастут на 6% и достигнут $5 млрд. Согласно этому прогнозу, в 2003 году организации США затратят на рекламу в общей сложности $241.7 млрд.
     Тим Миллер\Tim Miller, аналитик исследовательской фирмы Webmergers, и профессор Дэвид Кирш\ David A. Kirsch, преподаватель Школы Бизнеса имени Роберта Смита\Robert H. Smith School of Business проанализировали уроки краха доткомов и извлекли из них 10 уроков.
    
     Урок 1. Ничто не изменяется в течение одной ночи. Мода на инвестиции в интернет-фирмы погубила многие компании, не пережившие бурных объятий инвесторов. Неразумные инвесторы сперва переоценили бизнес-возможности Интернета, а потом начали срочно спасать свои деньги. В результате, рынок сперва перегрелся, а потом лопнул.
    
     Урок 2. Новые продукты не заменили старые. История учит, что инновации почти никогда не уничтожают старые изобретения. Некоторое время они существуют параллельно, каждая из них занимает свою нишу. `Отцы-основатели` интернет-торговли были уверены, что смогут похоронить обычную торговлю. Это их и погубило. Нужно уважительно относиться к традициям.
    
     Урок 3. Опасно опережать время. Многие интернет-компании вывели на рынок великолепные продукты, которые, однако, не нашли спроса, потому что опережали свое время. Потребители были не готовы закупать их, а инфраструктура не была готова работать с ними. В числе проигравших оказались такие известные фирмы, как Z.com, Pop.com, Icebox.com, Digital Entertainment Networks и Pseudo Networks.
    
     Урок 4. О вреде слепого копирования. Многие доткомы проиграли, потому что слепо пытались перенести в Интернет `обычные` приемы ведения бизнеса или просто копировали чужую модель интернет-коммерции. Так, например, делали компании, которые просто перенесли торговлю по каталогам в Интернет - фактически, они лишь сканировали страницы бумажных каталогов и поместили их на серверах. В результате, преуспели те фирмы, которые привнесли нечто новое в торговлю.
    
     Урок 5. Доткомы не научились действовать согласовано. Любой бизнес подвержен колебаниям и слухам. Инвесторы и потребители - пугливые существа. Интернет-компании не научились бороться с негативными слухами, вести пропаганду этого бизнеса, отстаивать свои интересы во власти и т.д.
    
     Урок 6. Доткомы пали жертвой `халявы`. Слишком много интернет-компаний предлагали бесплатные услуги. Потребители привыкли к этому и им сложно перестроиться, и начать платить деньги за нечто виртуальное.
    
     Урок 7. Доткомы погубило то, что Интернет долгое время воспринимался как дорогая игрушка. Традиционный бизнес считал, что Интернет имеет слишком малую аудиторию и предпочитал рекламировать свои товары и услуги в традиционных рекламных носителях. В этом была доля истины, однако и теперь, когда Интернетом пользуется большинство населения индустриально развитых государств, инерция представлений сохраняется.
    
     Урок 8. Доткомы погубили традиции бизнеса: старые подходы к оценкам активов и уровню предполагаемой прибыли. Можно спорить о том, применимы ли законы `старой` экономики к `новой` экономике. Однако подавляющее большинство интернет-компаний не соответствовало привычным критериям. Удивительного в этом ничего нет - этот рынок лишь формируется.
    
     Урок 9. Доткомы старались одновременно выращивать цыплят и продавать яйца. Они пытались использовать все способы зарабатывания денег и точно не представляли на каких клиентов они рассчитывают и у кого есть средства, чтобы покупать их продукты.
    
     Урок 10. Интернет-компании не смотрели в будущее. Их оправдывает то, что было сложно строить прогнозы, не имея достоверной информации, накопленной за долгое время.
    
     Washington ProFile – специально для www.courier.com.ua


16 марта 2003, 11:25.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 1237Фигуранты бизнеса
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus