Курьер - всеукраинская интернет-газета
Курьер Курьерыч01 февраля 2003, 17:01.Деловые люди

По следам анонса: диалог о монополии и конкуренции


     Антимонопольный комитет Украины создан около 10 лет назад. За это время он вернул потерпевшим и в госбюджет 800 миллионов гривен! В активе АМК не только громкие резонансные дела в Киеве, Виннице и Закарпатье, но и многообразная повседневная работа по защите экономических интересов предприятий, рядовых граждан и предпринимателей.
     Плодотворно работают в этом направлении и наши земляки. О сегодняшнем дне областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины рассказывает его председатель Л.Г.Каширников.
     - Леонид Георгиевич, перед нашей встречей я провёл блиц-опрос соседей по дому: знают ли они о существовании Антимонопольного комитета и чем он занимается? Некоторые что-то слышали в общих чертах…

     - Вы правы, до недавнего времени АМКУ не слишком был на слуху. Здесь и наша вина, но и средств массовой информации. В Киеве сейчас выходит журнал «Конкуренция» - вестник Антимонопольного комитета Украины, готовится к изданию сборник законодательства о защите экономической конкуренции и книга о нашем ведомстве. В этих изданиях рассказывается, чем конкретно занимается АМКУ, в каких случаях следует к нам обращаться. Я же скажу протокольным языком: АМКУ является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подотчётный Верховной Раде и подконтрольный Президенту Украины.
     Наше территориальное отделение осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного и конкурентного законодательства, выявляет и предотвращает нарушения.
     - И как это происходит на практике?
     - Начну с того, что органы АМКУ выявили свыше 11 тысяч нарушений законодательства. Это помогло вернуть потерпевшим и государству сумму в 25 раз большую, чем держава потратила на содержание всего аппарата с момента его создания.
     Значителен вклад и нашего регионального отделения. В минувшем году мы провели множество проверок, предотвратили свыше 90 нарушений антимонопольного законодательства и вернули в госбюджет 130 тысяч гривен, на виновных наложили более 345 тысяч гривен штрафных санкций, вернули в бюджет почти 200 тысяч гривен.
     Однако наложение штрафных санкций – это не главное в нашей работе. Одним из наиболее приоритетных и весомых направлений считаем контроль за соблюдением законодательства. Так, большим достижением считаем конкретную работу по защите прав потребителей, особенно в сфере жилищно-коммунальных услуг. О масштабности этой деятельности свидетельствует сумма перерасчёта за услуги в соответствии с нормами и договорами – за 2001-2002 годы она достигла почти 200 миллионом гривен.
     Наш опыт получил должную оценку – на базе управления было проведено Всеукраинское совещание антимонополистов совместно с органами местной власти и самоуправления.
     - Миллионы и тысячи сэкономленных гривен складываются из копеек?
     - Абсолютно верно. Помните, как в 2001 году Президент Украины поставил перед АМКУ задачу разобраться с ценами на хлеб? Стали разбираться, исследовать. И оказалось, что ряд производителей зерна и хлебопёков – наши типичные «клиенты». За нарушение законодательства, кое-кого наказали и в результате цены на хлеб и хлебобулочные изделия снизились в среднем на 15-20 копеек. Мы вообще очень пристально следим за ценами на основные продукты питания и координируем свои действия с органами исполнительной власти, используя при этом все преимущества и рычаги конкуренции. В своё время мы выступили против закрепления хлебозаводов за территориями. В результате добросовестной конкуренции ассортимент и качество продукции постоянно улучшаются, а цены остаются стабильными.
     - Самая злободневная проблема сегодня, как вы уже отметили выше, это оплата жилищно-коммунальных услуг. Уже стало притчей: батареи холодные, вода не течёт, а денежки берутся по полной программе.
     - Вы правы. Сами ведь живём в таких квартирах, бывает, мёрзнем, негодуем. Технологические особенности предоставления большинства коммунальных услуг таковы, что поставщики электроэнергии, газа, воды, теплоснабжения, а также ЖЭКи являются монополистами. Альтернативы им нет, вот они и диктуют правила игры – в свою пользу. За примерами далеко ходить не нужно. В договорах с потребителями на предоставление услуг, скажем, водоснабжения и водоотвода, зачастую отсутствуют пункты об ответственности водоканалов в случае неподачи воды абоненту. Такие договоры, как правило, односторонние, поставщик в них практически ни за что не отвечает. А это прямое нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. Мы вмешались. В ходе проверки в ряде городов выявлено, что для отдельных категорий потребителей были введены дискриминационные тарифы на услуги. Сейчас там по нашим требованиям договорные отношения пересматриваются.
     А вообще, многих сегодняшних сбоев по теплу можно было избежать, если бы органы местной власти выполняли наши рекомендации по определению исполнителя услуг и заключению договоров на поставку тепловой энергии накануне отопительного сезона. На практике такие договора в принципе отсутствуют, следовательно, между потребителем и исполнителем нет правовых отношений. Так быть не должно и не будет. Мы убеждены, что чем больше потребитель будет информирован о своих правах – тем больше будет ответственности и со стороны коммунальных предприятий, а значит и порядка.
     По результатам проверок, анализа работы предприятий и организаций, содержание поступающих к нам заявлений и обращений мы готовим и направляем рекомендации органам местного самоуправления по упорядочиванию ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы исходим из того, что тарифы должны гласно, прозрачно и публично защищаться.
     - Слышал, что ваше ведомство приструнило известного монополиста – «Днепрооблэнерго»?
     - Да, эта энергоснабжающая компания предложила клиентам заключить договор на поставку электроэнергии, предусмотрев плановую оплату на среднемесячном уровне потребления. А согласно Правилам пользования электроэнергией предусмотрена возможность трёх видов оплаты. Административная коллегия территориального отделения обязала привести договоры в соответствии с правилами и требованиями законодательства. К слову, руководство этой компании среагировало оперативно.
     - Приходит много жалоб по поводу необоснованного отключения газа. Это ваша компетенция?
     - Наши специалисты внимательно изучают все заявления граждан по поводу необоснованного отключения абонентов, в том числе газоснабжения. Конечно, зачастую виновны сами граждане, имеющие значительные задолженности по оплате. Тут комментарии излишни. Но когда работники предприятий газоснабжения обрезают трубы, мы вмешиваемся, рассматривая это нарушение правил газоснабжения и законодательства о защите экономической конкуренции.
     - Между разбором громкого дела и обычной жалобой пенсионера – есть разница?
     - Никакой. Для нас важно любое обращение. Просто расследование резонансного дела требует большого количества времени, привлечения многих специалистов. Но мы всегда с одинаковым вниманием работаем с каждым сигналом. Так, например, по заявлению жителя Днепропетровска недавно разобрались с неправомерными действиями одного ЖЭКа. С человека регулярно взимали квартплату, куда входило пользование лифтом, хотя тот больше года был неисправен. Виновные наказаны, после перерасчёта заявителю и другим жителям подъезда возмещены убытки.
     Хочу сказать, что сегодня АМКУ добивается активизации установки счётчиков. В правительство также внесено предложение о принятии Концепции взаимоотношений между производителем и потребителем коммунальных услуг. Для начала необходимо разработать методику проведения перерасчётов за оказанные услуги: реальные или мнимые. Должен быть принят и порядок отключения должников.
     Этим самым будет прежде всего создана нормативная база для работы соответствующих служб в правовом поле, и результаты, безусловно, потребители ощутят на себе.
    
     Беседовал Андрей Цурканов


01 февраля 2003, 17:01.Автор: Курьер КурьерычПросмотров: 1211Деловые люди
Оценка статьи: +0 Нра! :)НЕ нра! :( -0
comments powered by Disqus